Зауралье -обширная
территория за Уральскими горами, которая протянулась от степей Казахстана до
вод Северного ледовитого океана. Этот край еще называют воротами в Сибирь.
Зауралье с его богатой природой, с равнинными и лесостепными
ландшафтами с давних времен создавало благоприятные условия для жизни и
передвижения людей. На протяжении многих тысяч лет здесь пересекались
миграционные потоки с запада и востока, севера и юга.
Поэтому Зауралье можно назвать этнокультурным котлом
цивилизаций.
Найденные в конце 20 века археологические памятники Аркаим и
Синташта,позволили некоторым ученым
предположить, чтокогда-то на этом месте
был один из очагов древней культуры индоиранцев.
По древнегреческим, иранским и индийским источникам за
тысячу лет до нашей эры по этим местам пролегал “торговый Геродотов путь”.
Здесь проходили торговые караваны, производился обмен античных, китайских,
иранских товаров.
В это же время Урал и Южное Зауралье становятся
металлургической провинцией, изделияместных мастеров широко распространяются среди окружающих народов.
В древние времена Зауралье населяли различные племена :
саргаты и сарматы, угры и самодийцы, гунны и тюрки.
Этнические группы постепенно смешиваются, образовывая новые
народности.
С 13 века Зауралье уже входит в состав Золотой Орды, а к 15 веку здесь формируется первое государствотатар — княжество Великая Тюмень,
впоследствии вошедшее в Сибирское ханство.
Первое упоминание о Зауралье в русских летописях относится к
1032 году. Тогда уже знали, что за «Поясным камнем» так называли Уральские горы
- находится богатейшая земля. Спустя два века нижегородцы перебрались через
Урал, и объявили Северное Зауралье своей волостью, дав ей название -Югра.
Тогда через эти земли проходил Великий меховой путь, имевший
для северной части Евразии значение не меньшее, чем для южной — Великий
шелковый.
Активное же освоение Зауралья связывают с походом боевой дружины
Ермака. Прослышав о свободных землях и таинственных кладах, казаки в 1581 году
добралась до рек Тура и Тобол,далее
двинулись на юг, разбивая на своем пути отряды сибирского хана Кучума, а затем
в решающем сражении,победили его.
По пути, проложенному Ермаком Тимофеевичем, из российских
глубин пришли сюда многочисленные переселенцы, принесяс собой свои обычаи. По преданию, даже березы
в этих местах появились вместе с ними.
Первопроходцыувидели
здесь великое множество курганов и городищ, они попытались на свой манер
объяснить происхождение древних сооружений, связывая их с мифическим народом -
чудью. Этих людей считали сильными и богатыми, наполовину - сверхъестественными
существами, родственными духам.
Чудь - народ не захотел жить вместе с чужаками и переселился
в другой мир-двойник. Предание гласит, что они и до сих пор живут в этих
землях, хотя увидеть их невозможно. Остались лишь курганы, в которых чудь
спрятали свои сокровища, не сумев забрать их с собой.
На рубеже XVII и XVIII веков в Зауралье разразилась
настоящая «золотая лихорадка», связанная с добычей могильного золота.Документы конца 18 века свидетельствуют,
что«В Тобольском уезде по рекам Исеть,
Тобол, Куртамышраскапывают русские люди
татарские тризны и находят всякое серебро и золото в сосудах и слитках».
Население целых деревень предпочитало зарабатывать
бугрованием древних могил,
что не только не пресекалось властями, но ими же и
санкционировалось.
Так, Петр Первый издал указ о покупке у населения в
государственную казну древних золотых и серебряных вещей, для передачи их в
Кунсткамеру.
Но не все золото достигало казны, большая часть была
присвоена здешними чиновниками. И за это скандальное дело был арестован и
казненпервый сибирский губернатор -
Князь Гагарин.
У местных жителей до сих пор бытует легенда о несметных
богатствах Гагарина.
По некоторым источникам они были спрятаны в подземельях
Далматовского монастыря, который долгое время жил за счет найденного монахами
древнего золота.
XVIII век – это время расцвета Далматовского монастыря.
Он становится самой мощной крепостью восточной части
Российской империи, защитой от набегов кочевников.
Стены монастыря защищали и от крестьянских бунтов. Так, во
время пугачевского восстания трехтысячная армия мятежниковбезуспешно вела 20-дневную осаду монастыря.
Долгое время кладоискатели изучали хитрые подземные
коммуникации монастыря, но найти удалось лишь потаенную келью с кандалами. В
давние времена в монастырях находились заточенцы.
Одной из самых известных далматовских пленниц была княжна
Прасковья Григорьевна Юсупова, сосланная сюда по приказуимператрицы Анны Иоанновны, за попытку
свергнуть ее с престола.
В Тобольском монастыре проводил ссылку Аввакум - поборник
старой веры, вождь старообрядчества,автор шедевра древнерусской литературы «Житие».
Об этих местах он написал: «В тех щедрых землях гуляют звери
многие: воочию нашу, а взять нельзя! Здесь не счесть озер,обитают гуси и утицы - перие красные, вороны
черные далебеди белые,и есть такие, будь-то, древня невидаль».
И, действительно, Зауралье можно назвать краем тысячи озер.
Здесь водится много зверя и птицы, а древней невидальюописанной протопопом, вполнемог быть пеликан, который до сих пор здесь
обитает.
Еще из редких птиц в этих местах можно встретить журавля
стерха.
В реликтовых борахцентрального Зауралья водятся также лось, косуля, кабан, медведь,в северной тундре - олень, в южных степях -
верблюд.
У берегов многочисленных рек обитают бобер и выхухоль. В
тени влажных лесов встречаются уникальные орхидеи – венерины башмачки.
В Зауральемного
минеральных источников, в том числе и горячих,горькихи соленых озер, самое
необычное из которых - Медвежье.
Окружность озера составляет более 60 километров. Иловая
грязь и вода озера по своим лечебным свойствам гораздо ценнее всемирно
известного Мертвого моря.
Из-за большого количества соли в озере, до 400 грамм на литр
воды, в немне живет рыба, лишь рачок
-артемия. В период его размножениявода озера приобретает розоватый оттенок.
Еще один интересный памятник природы - «Охонины брови».
Известный русский писатель Мамин - Сибиряк, в одноименной
повести, связывает происхождение названия этого места с образом красавицы
Охони, трагически погибшей здесь во время «Дубинщины» - восстания
далматовских крестьян, события которого разворачивались в этих местах в
середине 18 века.
Богатейшую память и уроки для новых поколений хранит в себе
Зауралье, где каждая пядь земли содержит великое наследие тысячелетий.